ПОДАРОК за самовывоз из магазина "Центральный склад"!!!
В Москве: Единая справочная +7 (495) 989-48-08
В Санкт-Петербурге: +7 (812) 600-76-06 +7 (812) 600-76-10
Корзина: Сумма заказа: 0 p

Как выбрать автомобиль с пробегом (подержанный автомобиль) и потом не кусать локти?

Подобный вопрос возникает у подавляющего большинства российских автолюбителей, т.к. по-прежнему далеко не каждый может позволить себе покупку нового автомобиля. Учитывая почти абсолютную дикость отечественного рынка автомобилей с пробегом, покупка подобной техники является серьезной проблемой, а ошибка может обойтись очень недешево (начиная с угрозы личной безопасности и заканчивая возможностью потери серьезных сумм).

В настоящей статье мы попытаемся указать на основные подводные камни процесса покупки автомобиля с пробегом и расскажем, как их обойти.

1. Где (у кого) покупать

У авторизованного дилера. В последнее время российские автодилеры всеми силами развивают систему «трейд-ин», и, как правило, любой серьезный продавец имеет площадку для торговли автомобилями с пробегом. Продающиеся у дилера подержанные автомобили перед выкупом их у владельца обычно проходят очень серьезную проверку технического состояния, не говоря уже о юридической чистоте.

В большинстве случаев подобные автомобили имеют диагностические листы, сервисные книжки и четко зафиксированную историю эксплуатации. Менеджер салона почти всегда внятно отвечает на вопросы и не скрывает каких-либо нюансов. Нельзя сказать, что эти автомобили стоят намного дороже, чем их соседи по рынку, т.к. любой продавец понимает, что для большинства россиян цена по-прежнему является чуть ли не главным фактором при покупке того или иного товара, и автомобиль с неадекватной ценой может попросту «зависнуть» на площадке при всех своих достоинствах.

С другой стороны, покупатель тоже должен понимать, что чистый, подготовленный к продаже автомобиль с прозрачной историей, профессиональный персонал и безопасная сделка стоят каких-то расходов.

Недостатком покупки у дилера можно считать лишь невозможность свозить машину в «свой» сервис, где «свои ребята» проверят ее «до винтика». Однако многие дилеры готовы предоставить подъемник, на котором клиент вместе со «своим» специалистом смогут произвести достаточно тщательный осмотр. Во многих случаях менеджеры предоставляют прибор для определения толщины лакокрасочного покрытия кузовных деталей.

К тому же, почти все современные автомобили информируют о серьезных неисправностях на борту соответствующими значками на приборной панели, а ходовая часть, которую можно без проблем осмотреть на подъемнике, является регулярно обсуживаемой зоной.

У физического лица. Этот вид покупки также не вызывает особых проблем, если продавец внятно отвечает на заданные вопросы, ничего не скрывает, готов предоставить документы о легальной покупке и обслуживании своего автомобиля и не возражает против приезда в указанный Вами технический центр на диагностику.

Необоснованное уклонение от этих простых и понятных каждому участнику сделки требований должно Вас насторожить. На наш взгляд, при покупке у физического лица нужно особо тщательно проверять техническое состояние автомобиля, т.к. машина может иметь дефекты, о которых продавец попросту не знает (и узнает о них только при очередной проверке). Не стесняйтесь перед встречей с ним задавать вопросы и добиваться подробных ответов на них. Сэкономите много времени.

На частной площадке. Этот вид сделки является самым непредсказуемым как по качеству представленных в данном «салоне» машин, так и по сопровождающей их документации. Автор статьи однажды стал случайным свидетелем того, как двое опытных продавцов обучали «молодого бойца». Особенно запомнилась фраза: «Пой, плети ему [клиенту] все, что он хочет услышать, лишь бы приехал». Как говорится, комментарии излишни.

Нередко подобная площадка «до последнего» маскируется под частного продавца. Разгадать подобные хитрости достаточно несложно. Можно, например, проверить адрес местонахождения автомобиля на картах интернет-поисковиков. Иногда на десятки автомобилей публикуются абсолютно одинаковые описания. В объявлениях постоянно фигурируют слова «без нареканий», «отклонений не выявлено» или шедевры типа «проверка диагностики».

Справедливости ради нужно сказать, что таких продавцов тоже можно понять. Хлеб этот тяжел, бегать приходится много и быстро. Продавцы-скупщики постоянно мониторят рынок на предмет появления новых объявлений о продаже, едут к хозяину, торгуются, выкупают машину, готовят к продаже, вкладывают свои средства и совершенно точно не желают видеть ее «зависшей».

Ведь может, например, так случиться, что на рынок выпущена новая модель, старая резко падает в цене, и вместо заработка получается убыток.

2. Куда смотреть

Кузов является самым дорогим (в том числе и в ремонте) элементом автомобиля. От его состояния в самой большой степени зависит личная безопасность водителя. К счастью, почти в любом уважающем себя автосервисе имеется (или должен иметься) прибор, определяющий толщину лакокрасочного покрытия автомобиля (paintmeter). С его помощью можно определить наличие ранее отремонтированных кузовных деталей, т.к. восстановить ЛКП заводского стандарта качества практически невозможно даже на самых высокотехнологичных кузовных станциях.

Если такого прибора нет, а Вы не уверены в своих познаниях, возьмите с собой опытного мастера. Следы даже очень качественного ремонта всегда можно увидеть, если знать, куда и как смотреть.

К слову сказать, автомобиль в так называемой «родной» краске найти очень непросто, т.к. на российских дорогах происходит очень много крупных и мелких аварий, и за время эксплуатации автомобиля он обязательно получит какие-либо, пусть и небольшие, повреждения. Исключений - ничтожное количество. Но такие автомобили и продаются редко.

Резюме. В автомобиле вполне могут присутствовать перекрашенные детали. Наименее значимыми являются т.н. съемные элементы: двери, зеркала, бамперы. А вот повреждения таких элементов каркаса кузова, как лонжероны, рама крепления радиаторов («телевизор»), задние крылья, пороги, крыша, свидетельствуют о высокой вероятности весьма серьезной аварии в прошлом.

Напомним, что кузов автомобиля, восстановленного после ДТП, никогда не будет иметь той жесткости, которую он имел, когда сошел с конвейера. Покупая и эксплуатируя подобную машину, Вы обязаны отдавать себе отчет, насколько серьезному риску Вы подвергаете себя, свою семью и других участников движения.

Двигатель, трансмиссия также являются весьма дорогими в ремонте агрегатами. Однако современные двигатели и КПП весьма надежны и ломаются, как правило, лишь в случае полной запущенности (при абсолютном отсутствии обслуживания или вследствие т.н. «активной езды»).

Самые явные признаки исправного двигателя таковы:

  • мотор работает ровно и без посторонних шумов, не дымит;
  • на заведенном двигателе при открытии маслозаливной горловины масло не выплескивается наружу, при вытащенном во время работы двигателя масляном щупе газы не выходят из его горловины;
  • охлаждающая жидкость в расширительном бачке чистая и во время работы двигателя не пузырится (иное свидетельствует о серьезной неисправности).
    Внимание! Никогда не открывайте крышку радиатора на горячем двигателе! Вы рискуете получить серьезные ожоги!

Дизельный двигатель должен заводиться мгновенно (без долгого прокручивания стартером).

Работа АКПП не должна сопровождаться рывками и ударами, жидкость на щупе должна быть прозрачной и светло-красной, а не мутно-коричневой. МКПП должна переключаться четко, без лязга и заеданий.

На всех агрегатах, заправленных жидкостями, не должно быть подтеков.

Прочие агрегаты. Одним из устройств, имеющих высокую стоимость, является кондиционер. Проверка его «на холод» обычно не вызывает проблем. При включении кондиционера компрессор и вентилятор (если он есть) должны включаться; в течение нескольких секунд из сопел воздуховодов должен пойти охлажденный воздух. Если этого не происходит, задумайтесь. Уверения продавца, что кондиционер работает, что его нужно «только заправить»: работа – «копейки», а «времени не было», свидетельствуют, в лучшем случае, о негерметичности системы, а в худшем - о серьезных повреждениях дорогостоящих элементов.

Это лишь самые основные моменты, которые нужно и можно проверить самому. Полную профессиональную проверку может сделать лишь технический центр. Категорически желательно, чтобы он был «профильным», т.е. занимался обслуживанием именно выбранной Вами марки и модели. Опытные мастера сразу проверят узлы, вызывающие наибольшее количество нареканий именно у таких автомобилей. Подавляющее большинство сервисов с удовольствием оказывают подобные услуги. Работа эта не очень сложная, но гарантированно оплачиваемая.

3. Дополнительная полезная информация

Рынок подержанных автомобилей – один из самых удобных для разного рода махинаций. Часто продавцы ни перед чем не останавливаются, дабы снизить себестоимость покупаемого с целью перепродажи автомобиля, или же пытаются любыми неблаговидными способами поднять его рыночную цену.

Наиболее распространенной и дешевой уловкой является корректировка пробега («скручивание» одометра). Доходит до смешного. Автомобиль даже очень преклонного возраста в подавляющем большинстве случаев будет иметь пробег менее 200 000 км, а то и 100 000 км. Найти автомобиль с пробегом более 400 000 км и вовсе проблема!

Что же плохого в «скрученном» пробеге? Плохо то, что Вы получаете недостоверную информацию о реальном техническом состоянии автомобиля. Начинаете удивляться, почему, например, на надежном, по отзывам владельцев, автомобиле с пробегом менее 100 000 км вдруг ломаются стартер или генератор, начинает выть подшипник мотора отопителя или колесной ступицы, выходит из строя сцепление, текут сальники коленчатого вала и т.д.

Не будем заниматься исследованием психологии покупателя, рассчитывающего на чудо или сознательно занимающегося самообманом. Ограничимся основными моментами. Иногда скрученный пробег определить сложно, но некоторые несоответствия внешнего и внутреннего вида показаниям одометра скрыть бывает все-таки нелегко.

Автомобили от первого владельца с пробегом менее 100 000 км редко имеют затертые до блеска пластиковые части салона, продранные кожаные оплетки руля и КПП, заломленные и затертые края водительских сидений и множественные царапины на приборной панели и обшивках дверей. Внимательно осматривайте салон. К примеру, идеальные сиденья в сочетании с сильно затертыми ручками дверей должны настораживать. На машине могли много ездить, а на сиденьях были чехлы, которые сняли перед продажей.

Не поленитесь предварительно посмотреть, как выглядит автомобиль, в истинном пробеге которого вы не сомневаетесь. В случае любых сомнений просите продавца предоставить подтверждающие пробег документы (сервисную книжку, историю обслуживания и т.д.). Если продавец этого не делает – оставьте данную машину «про запас» и поищите вариант с бóльшим количеством информации. Этот вопрос связан не только с Вашей безопасностью, на которую Вам, может быть, и наплевать, но и с безопасностью тех, кого Вы будете возить на автомобиле.

Продавцы, аккуратно эксплуатирующие машину и дорожащие своей репутацией, почти с гордостью представляют документы о текущем обслуживании и ремонте.

Очень просто бывает определить пробег автомобиля, прибывшего из-за рубежа. Для американских автомобилей существует проверка по системам CARFAX и Autocheck (единым базам данных США и Канады по всем автомобилям, которые эксплуатировались на их территории). Почти в 100 % случаев в выписке из базы будет указан последний зафиксированный пробег, количество владельцев и зарегистрированных ДТП. В интернете достаточно информации о том, как, имея VIN-код автомобиля, с помощью СМС за смешные 200 - 400 рублей РФ узнать об «американце» все.

Для европейских автомобилей с подобной информацией дело обстоит сложнее, но сервисные станции таких марок, как, например, Audi, Volkswagen, Mercedes и BMW регистрируют историю обслуживания автомобилей на ресурсе ELSA PRO, который доступен любому дилеру этой марки, в том числе и российскому. По запросу владельца дилер может выдать подробную информацию.

База проверки истории автомобиля на предмет ДТП и юридической чистоты есть и в России. Это, например, система "Автокод".

Отдельного внимания заслуживает соответствие года выпуска транспортного средства, указанного в ПТС и так называемого «модельного» года или года начала эксплуатации. Часто «модельный» год оказывается «моложе», и в объявлении продавцы указывают именно его с соответствующей году более высокой ценой.

При выборе автомобиля задумайтесь, какие опции Вам действительно необходимы, а какими Вы никогда не воспользуетесь, хотя и переплатите за них при покупке.

Оцените состояние шин. Их неравномерный износ почти всегда свидетельствует о некачественном кузовном ремонте, проблемах с геометрией подвески или дефектах рулевого управления. В большинстве случаев шины, установленные на заводе-изготовителе, имеют достаточно большой ресурс. Если Вы видите, что на трехлетнем автомобиле с пробегом в 20 000 км стоит абсолютно новая летняя резина, попросите продавца прокомментировать этот факт.

Еще стоит упомянуть, что для большинства россиян покупка автомобиля является весьма значимым событием. Бывает, желание поднять свой вес в глазах окружающих превышает финансовые возможности. Не будем учить Вас жизни, но в подобных случаях рискнем порекомендовать приобрести, вместо вожделенного, но полностью замученного Infiniti все-таки Nissan в хорошем рабочем состоянии. Не стоит покупать машину на «последние» деньги. Оставьте небольшой «зазор» на устранение выявившихся в процессе эксплуатации недостатков. Разумеется, выбор во всех случаях остается за Вами.

Эта статья не является учебником по покупке, руководством к действию или истиной в последней инстанции. В интернете опубликовано большое количество советов бывалых профессионалов на эту тему. Наша задача совершенно в другом: в продаже качественных (небитых, некрашеных) автошин без пробега. Мы просто считаем необходимым поделиться с российскими автовладельцами информацией, которая, уверены, может многих из них заинтересовать.

Ну, а если еще и поможет – будем просто счастливы!

Ваш КАМТЕХ